Компрессорное масло (фукс масло) представляет собой особую разновидность горюче-смазочных материалов, специально разработанную для использования в подвижных узлах и агрегатах компрессорного оборудования. Имеется несколько разновидностей компрессорных масел, имеющих свою область применения и различающиеся эксплуатационно-техническими характеристиками.
Описание и особенности
По области своего использования и техническим характеристикам компрессорные масла относятся к моторным. Эксплуатация их ведётся в похожих условиях — испытывают на себе воздействие повышенных температур, резкие изменения эксплуатационных режимов.
От этого зависит стоимость ГСМ — синтетика, более долговечная и обладающая лучшими эксплуатационными свойствами, соответственно, обойдётся покупателю дороже.
Другой важный технический показатель — степень вязкости, определяющая текучесть масла. Чем выше данный показатель, тем с большей лёгкостью смазка проникает в мельчайшие зазоры подвижных деталей внутри механизма. Низкий коэффициент вязкости масла облегчает работу компрессорной установки, снижая показатель трения и предотвращая образования в зазорах вредных отложений — нагара, коррозии и окислов.
Компрессор работает подобно обычному двигателю внутреннего сгорания, но в обратном режиме. Если в ДВС крутящий момент от поршневой группы посредством шатунного вала передаётся на коленвал, то в компрессорах наоборот — от коленчатого вала крутящее усилие идёт на поршневую группу, закачивающую воздух в ресивер или подающую его напрямую к потребителю. В случае с мотором автомобиля масло, попавшее в поршневую камеру, попросту сгорит вместе с топливом.
В компрессоре же смазка, попадающая в поршневую группу, неизбежно в дальнейшем окажется в камере ресивера или в той среде, в которую подаётся сжатый воздух. Подобное загрязнение частицами ГСМ может привести к негативным последствиям, поэтому к компрессорным маслам предъявляются особые технические требования.
Состав и эксплуатационно-технические характеристики
Для обеспечения безаварийной работы и длительного срока эксплуатации механизмов, смазка должна отвечать следующим требованиям:
- Обеспечивать температурную стабильность, эффективно охлаждая движущиеся внутренние узлы компрессора;
- Предотвращать образования налёта коксоподобных отложений в процессе нагрева масла;
- Иметь стабильный показатель вязкости в широком диапазоне эксплуатационных температур;
- Поддерживать герметичность стыков деталей, заполняя собой все зазоры;
- Хорошо смазывать трущиеся детали во избежание их истирания и перегрева.
Для достижения вышеперечисленных требований, компрессорные масла имеют такие эксплуатационно-технические характеристики:
- Коэффициент вязкости при t = 100ºC варьируется в диапазоне от 7 до 30 сантистоксов;
- Низкая степень испаряемости, в том числе и при повышенной температуре работы;
- Способность выполнять свои функции при высоких температурных показателях узлов механизма и перекачиваемых веществ. Согласно требованиям технических стандартов, температура воспламенения компрессорной смазки должна составлять от 190 до 270ºC;
- Химическая нейтральность. Оно не должно вступать в реакцию с перекачиваемыми газами. При использовании его в холодильных установках, компрессорное масло должно быть инертно в отношении хладагентов.