После 1 октября все новые машины такси в России будут или отечественных марок, или китайских, но при условии, что они собраны в России, считает автомобильный эксперт Максим Черкашин.
Перед вторым чтением в Госдуме проект нового закона о такси дополнили поправками.
Первая версия документа предполагала использование в качестве такси только авто с высокой степенью локализации производства в России. Заявленный в законопроекте уровень «российскости» есть только у АвтоВАЗа, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто. «Москвич» и Haval в большей части состоят из китайских комплектующих.
Список пригодных для работы в отечественных таксопарках пополнят автомобили производителей, которые заключат с российским правительством специальные инвестиционные контракты (СПИК), даже если их уровень локализации не доберет нужного количества баллов (сейчас это 3,2 тыс.). Такое соглашение означает, что некоторые детали машин будут производиться в нашей стране.
«Из производителей легковых машин СПИК сейчас заключены у „Москвича“ и Haval, — объясняет Черкашин. — Этими автомобилями могут пополняться таксопарки. Шла речь и о том, что инвестиционный контракт могут подписать Jaecoo, бренд планировал начать собирать свои кроссоверы в Санкт-Петербурге. А в Chery сообщали о готовности подписать с Минпромторгом СПИК с обязательством локализации трех моделей в Калуге. Могут присоединиться и другие китайские бренды, если построят свои заводы в России».
Так, например, сообщалось о производстве в России китайского внедорожника GAC, на заводе УАЗ планируется выпускать семиместный автомобиль «Соллерс».
По словам Черкашина, к китайским автомобилям могут быть вопросы у владельцев таксопарков — запчасти к ним найти в России непросто. К тому же, по отзывам таксистов, машины часто ломаются. А это значит, будут простои и финансовые потери.
При этом остается открытым вопрос о машинах бизнес-класса, авто такого уровня в стране все еще никто не выпускает. Эксперт напоминает, что у АвтоВАЗа и заключивших СПИК с властями производителей таких машин сейчас нет.
По предложенным администрацией президента России поправкам к законопроекту, с 1 октября в такси могут использоваться машины, которые выпустили в рамках СПИК с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Те, что произведут позже — только по согласованию с правительством.
Цены на поездки в такси могут вырасти, если не будет разнообразия брендов и моделей. При этом власти обещают не допустить увеличения тарифов такси из-за будущего закона.