У жителей села Уват Тюменской области по весне начинаются «оздоровительные процедуры»: у берега надо разуться, подвернуть штанины — и вперёд, через реку, по полузатопленным временным мосткам, ведь паром опять сломался. И в такой ситуации не они одни.
Ай перейти!
Мост через реку Витим, соединяющий Бурятию и Забайкалье, называют самым опасным в России. Собран из шпал, не везде закреплённых, без опор и перил, местами даже без настила… Переправа появилась ещё в начале 1980‑х — как временная, для строителей БАМа. Но местные жители пользуются этой «времянкой» до сих пор, на свой страх и риск. В 2016-м движение по мосту запретила прокуратура. Но людей из двух регионов, которым нужно попасть в больницу, роддом, доставить груз, это не останавливает. Озвученная стоимость нового — от 1,5 млрд рублей.
Бесхозным долго был и мост через реку Сутырь в посёлке Тымра Хабаровского края. Переправа в советское время использовалась леспромхозами, они же и следили за её состоянием. В новейшей истории первый ремонт состоялся лишь в 2020 году. Но это не помогло — паводок прошлого года разрушил мост, отрезав жителей посёлка от Большой земли.
Жалобы в прокуратуру на состояние моста через реку Ай отправляют жители посёлка Межевой Челябинской области — устали сами латать переправу. В изоляции боятся остаться и в деревне Дружинина Курганской области: все запросы на ремонт разрушающегося моста привели лишь… к покраске перил. В Свердловской области нынешний паводок уже затопил 7 мостов — а ведь все они связывают людей с внешним миром.
Почему так трудно мост построить? «Затраты только на экспертизы и проектирование могут съесть половину годового бюджета небольшого поселения, — объясняет инженер-механик и экономист из Ростова-на-Дону Валерий Сусов. — Даже коррупционная составляющая в таком проекте почти нулевая: что взять на стройке деревянного моста?»
Для выхода из тупика предлагается разделить финансирование ремонта дорог и мостов. Но решения пока нет, а аварийных мостов, по данным Росавтодора, уже 4 тысячи из 35 тысяч всех мостовых сооружений. И чтобы отремонтировать их все, нужно аж 400 миллиардов рублей.
В Филькино через Какву
Такое положение устраивает не всех. Народным героем в Казани стал пенсионер Николай Трофимов из посёлка Дербышки, взявшийся за восстановление моста через реку Казанку. В своей мастерской бывший слесарь делал опоры, крепления, доски. Подключился друг Саша, стали вместе пилить, варить и подкручивать. Деньги на материалы жертвовали местные, туристы и случайные прохожие. Собрали в итоге 57 тысяч рублей. Ещё 83 тысячи Трофимов добавил сам. Пенсионера наградили, «мост дяди Коли», ставший местной достопримечательностью, взяли на баланс района.
В посёлке Первоавгустовском Курской области жители и вовсе замахнулись на мост в 140 метров. «Никакой техники у нас не было, кроме генераторов для сварки и газели для перевозки материалов, — вспоминает один из „народных строителей“, Алексей Глотов. — Сваи забивали вручную — не одну кувалду сломали!» А вот инициатива жителей села Филькино Свердловской области им же и навредила. Шесть лет назад они своими силами построили на старых опорах пешеходную переправу через речку Какву. Но на этом и всё. А по такому мостку ни скорая, ни пожарные не проедут…
Мнение
Мостостроитель Николай Мечиков (Самара):
— Мосты, построенные в советское время, отличались высоким качеством и надёжностью. Однако сегодня они быстро выходят из строя. Основная причина — агрессивные дорожные реагенты и отсутствие качественной системы эксплуатации. Например, деформационные швы оснащаются резиновыми прокладками, которые разрушаются под воздействием реагентов. Грязь и химия проникают внутрь конструкции, разрушают опорные части, балки, начинают оголяться участки арматуры, появляется коррозия. Всё это приводит к потере несущей способности, а ведь достаточно было бы проводить своевременное обслуживание и защиту металлоконструкций. Не говоря уже о том, как за последние годы выросло количество транспорта и, соответственно, нагрузка на мосты.
Исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свиринденко:
— Эволюция населённых пунктов — естественный процесс. Деревни вымирают и у нас, и в Европе, и в Америке. Поддерживать инфраструктуру там, где нет серьёзной экономики и живёт до 10 человек, как правило, не имеет смысла. Выход — управляемое сжатие: надо помогать людям перебираться в более крупные посёлки, райцентры. Ещё один вариант — развитие кластерной экономики территории. Производство ведь может быть не в каждом таком местечке — достаточно одного на округу. Тогда малые деревни станут как бы спальными районами при центре экономического развития. Появится смысл поддерживать в них полноценную жизнь.
Я говорю о том, что экономический рост будет предшествовать ремонту мостов. Сначала производство и налоги — потом инфраструктура. Так можно сохранить исторические деревни. И ещё надо заняться поиском более дешёвой технологии мостостроения, разработать типовые проекты, чтобы сократить затраты.