Метановое ГБО устанавливают на грузовые и легковые автомобили с разными типами двигателей: бензиновыми, дизельными. Во втором случае потребуется переоборудование системы впрыска топлива, чтобы газ поступал в камеры сгорания в смеси с соляркой.
Установка ГБО метан производится в три этапа:
- Проверка двигателя автомобиля, устранение неисправностей ГРМ, шатунно-поршневой группы.
- Монтаж газобаллонного оборудования.
- Настройка впрыска топлива.
Преимущества и недостатки метанового ГБО
При монтаже метанового ГБО следует учитывать следующие особенности газа и конструкции газовой аппаратуры:
- Снижение выбросов углекислого газа – на 20-25%, также в атмосферу будет поступать меньше сажи и других вредных веществ.
- Высокая экономичность – стоимость метана ниже бензина и дизельного топлива.
- Массивность баллонов – рабочее давление метана составляет 200-250 бар. Емкости изготавливаются из особо прочных композитных материалов или стали, они крупнее и тяжелее пропановых, занимают больше места, поэтому монтаж метановой аппаратуры на небольшие автомобили затруднен.
- Доступность метана – не во всех регионах есть заправки, где можно пополнить баллоны.
- Заметно снижение мощности двигателя на 5-10% – на комплектах ГБО последних поколений возможна компенсация снижения мощности настройкой ЭБУ.
Последовательность установки метанового ГБО
На легковых автомобилях цилиндрические баллоны размещают в багажном отделении на кронштейнах и закрепляют их хомутами. Тороидальные резервуары устанавливают в отсеке для запасного колеса. На грузовых транспортных средствах и микроавтобусах баллоны крепят вдоль рам.
Затем выполняется установка газового оборудования метан:
- устанавливают метановый редуктор, устройство для заправки баллонов;
- прокладывают магистрали от резервуаров к моторному отсеку;
- на ГБЦ устанавливают рампу с форсунками. Если монтаж газобаллонного оборудования выполняется на дизельный двигатель, необходимо использовать систему Dual Fuel для смешивания газа с соляркой в определенной пропорции;
- подключение электронного блока управления (ЭБУ) и блока управления подачей газа;
- проверка соединений между трубками, шлангами, штуцерами, редуктором – выполняют с помощью мыльного раствора, нанося его на стыки;
- калибровка датчиков и ЭБУ;
- тестирование системы – проверка аппаратуры при разных режимах работы двигателя.
Обслуживание метанового газобаллонного оборудования
В процессе эксплуатации требуется регулярная проверка герметичности соединений шлангов, трубок. Следует своевременно заменять фильтры – через каждые 10-15 тыс. км.
Нельзя допускать перегрева баллонов, также необходимо устанавливать их в безопасных местах, предотвратить повреждение резервуаров при авариях, например, на кронштейнах рам или под кабиной ТС. Газовые редукторы проверяют в лицензированных мастерских не реже одного раза в 5 лет.