Для перевозки различных грузов в зависимости от их габаритов и количества используется определенный транспорт. Но для грузоперевозок подходит и легковой автотранспорт. Только если объемы не позволяют поместить перевозимое в автомобиле, используется дополнительная техника – прицепы и полуприцепы. Их главное сходство состоит в том, что и первое и второе устройство не оснащено двигателем и предназначено для движения в составе с механическим транспортным средством.
Разновидности
Различают прицепы и полуприцепы. Первый вариант больше напоминает телегу, которая цепляется к автотранспорту с помощью фаркопа или крюка, и он принимает вес груза целиком на себя. Полуприцеп же можно сравнить с тачкой, которая только частично передает вес груза на тяговый механизм (грузовой автомобиль), а присоединение осуществляется через седельно-сцепное устройство.
Прицепы бывают разных видов:
- легкие – с разрешенной максимальной массой менее 750 кг;
- тяжелые – с допустимой массой более 750 кг.
Дополнительно прицепное устройство подлежит обязательной регистрации в органах ГИБДД. Для управления легковым автомобилем, с помощью которого планируется перевозить свыше 750 кг, водителю необходимо иметь водительское удостоверение категории «Е».
В зависимости от функционального значения бывают:
1. Универсальные прицепы. Они подходят для перевозки разнообразных грузов.
2. Специального назначения:
- для транспортировки животных;
- для перевозки жидкостей (цистерны);
- для продажи мороженого, напитков, быстрого питания (павильоны на колесах);
- для сыпучих грузов;
- для транспортировки лодок, квадроциклов, катеров, снегоходов и другой аналогичной техники;
- для путешествий и отдыха (дома на колесах).
По типу грузовой платформы прицепные устройства разделяют на несколько видов:
- бортовые;
- самосвальные;
- роспуски;
- цистерны;
- фургоны;
- тяжеловозы.
По типу подвесок прицепы бывают одно-, двух- и многоосные. Для перемещения крупногабаритных грузов с высоким центром тяжести лучше выбирать прицепную технику с двумя и более осями.
Универсальным решением для грузоперевозок на разные расстояния являются бортовые прицепы, которые могут использоваться в коммерческих и личных целях.
Конструкция устройства
Основные элементы прицепной техники:
- Рама – основной несущий элемент всей конструкции. К ней предъявляются повышенные требования. Прочность рамы обеспечивается сварными или болтовыми соединительными элементами. Особое внимание уделяется качеству сварочных швов. Если соединения разрушатся под воздействием веса груза или вибрации, то последствия могут быть плачевными.
- Кузов – чаще всего изготавливается из крашеного или оцинкованного металла.
- Подвеска. Прицепы могут быть одноосными и двухосными. Последний вариант обладает более высокой грузоподъемностью и устойчивостью.
- Дышло – горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа.
- Тормозная система – обязательный элемент тяжелой прицепной техники (для перевозки более 750 кг).
- Световая сигнализация.
Некоторые прицепы дополнительно оснащаются опорным колесом. При движении оно приподнимается и находится в вертикальном положении. После остановки транспорта опорное колесо опускается и дальше служит для того, чтобы даже после расцепки с тягачом прицепная техника находилась в горизонтальном положении.