У россиян появился новый способ защитить себя от спам-звонков, рассказал адвокат Дмитрий Повный. Но для этого придется соблюсти важное условие.
Верховный суд признал, что россияне имеют право на денежную компенсацию, если им досаждают по телефону различные салоны красоты, клиники, юридические бюро или любые другие компании, объяснил эксперт. Поводом для столь революционного решения стало дело одного москвича, которому надоели звонки из банка с предложением оформить заем.
Мужчина подал на банк в суд и запросил 5 тыс. руб. за моральный ущерб. Но банк ответил, что звонили истцу по ошибке — его номер телефона якобы попал в список клиентов, которые подписывали согласие на получение рекламных звонков. Истец проиграл спор в судах трех инстанций.
Однако Верховный суд обратил внимание на то, что банк был обязан сразу же прекратить названивать человеку. Ведь тот несколько раз об этом просил. А распространять рекламу по сетям электросвязи можно только в том случае, если абонент на это согласен. Дело было направлено на пересмотр. Теперь уже банку придется доказывать, что он не наносил мужчине моральный вред своими многократными звонками.
«Раньше за распространение спама потерпевшие могли только обращаться в Федеральную антимонопольную службу, — говорит Повный. — За это юрлиц могли оштрафовать на значительные суммы — от 300 тыс. руб. до одного миллиона. Однако сами граждане оставались, конечно, без какой-либо компенсации. Теперь, скорее всего, положение дел изменится. Граждане получают новый механизм для защиты себя от навязываемой информации. Главное будет доказать, что ваши контакты были получены рекламораспространителем без вашего согласия. Например, в ранее действовавшем договоре с банком вы не предоставили ему свои персональные данные и не выразили согласие на направление информации, содержащей рекламу».
Напомним, что требовать компенсацию вреда в России можно по нескольким основаниям. В их числе — причинение вреда здоровью, совершение преступления, нарушение потребительских прав, споры по ОСАГО, распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Сюда же входит распространение информации, посягающей на тайну личной жизни, личных фото и видеоизображений человека.