Топливораздаточная колонка — это устройства, предназначенные для заправки автотранспортных средств качественным топливом и учета выданного количества.
Они классифицируются по следующим признакам:
■ по степени мобильности (переносные, стационарные);
■ по виду привода (ручной, электрический, комбинированный);
■ по способу управления (ручной, от местного задающего устройства, от дистанционного задающего устройства, от автоматического задающего устройства);
■ по числу постов налива (однопостовые, многопостовые);
■ по номинальному расходу топлива (25, 40, 50, 100, 160 л/мин);
■ по основной погрешности (±0,25-0,4%);
■ по типу отсчетного устройства (механические, электрические) и т.д.
Отечественная промышленность выпускала и выпускает топливораздаточные колонки следующих типов:
КЭР — колонка стационарная с электроприводом и ручным управлением;
КЭК — колонка стационарная с электроприводом и комбинированным (т.е. с дистанционным и ручным) управлением;
кэдколонка стационарная с электроприводом и дистанционным управлением;
КЭМ — колонка стационарная с электроприводом и местным управлением;
КА — колонка стационарная с электроприводом и автоматическим задающим устройством (перфокарта, макеты и т.д.);
КР — колонка переносная с ручным приводом и ручным управлением.
Устройство топливораздаточных колонок
Секрет полного бака
Многих автолюбителей интересует, почему подача топлива автоматически прекращается после заполнения бака. Пистолет (топливораздаточный кран) сам блокирует подачу бензина, как только его носик погружается в жидкость. Рядом с клапаном, открывающим отверстие для бензина после нажатия на рычаг, расположен тонкий канал, через который одновременно движется воздух из бака автомобиля наружу. При заполнении бака топливо подступает к носику пистолета, подача воздуха в этот канал прекращается, и пружина клапана, подающего топливо, блокируется, издавая щелчок.
Пистолет — это лишь внешняя часть технического устройства ТРК, остальные процессы скрыты. Из подземного резервуара топливо качается насосом, который запускается в движение электродвигателем. Всасывающий клапан расположен в 12-20 см от дна резервуара. В зависимости от модели насос расположен либо в корпусе колонки, либо в резервуаре с топливом.
Двигаясь к бензобаку, топливо дважды фильтруется. Первый фильтр задерживает механические частицы из резервуара, второй (газоотделитель) предохраняет попадание в бак пузырьков воздуха.
Внутри резервуара установлен приемный клапан, он не дает сливаться топливу обратно, чтобы каждый раз не закачивать его заново в систему, а в бензобак не попал воздух. А благодаря электромагнитному клапану в начале и по завершению заправки скорость подачи топлива становится ниже.
Объемомер измеряет объем топлива и передает информацию на цифровое табло колонки, где показывается количество литров, стоимость и сумма оплаты. На колонках, где платить за бензин не нужно, отображается только количество бензина.
Типичная ТРК управляется с пульта дистанционного управления. Согласно инструкции, при оплате оператор уточняет у клиента номер колонки, хотя на мониторе видно, где уже был снят пистолет, и это лишь дополнительный контроль. Иногда у операторов висят телевизоры с обзором всей станции.